АВТОБУС
В автобусе используются те же билетики и проездные, что и в метро.
На автобусной остановке надо сделать рукой знак водителю. В автобусе - остановка только по требованию (красная кнопка). Заходя в автобус - вежливо поздороваться и показать свой билет водителю. Вход - только через передние двери, выходят только из задней. Возле кабины водителя стоит компостер, в котором следует пробить билет. В автобусах и на остановках висят схемы маршрута, разделенные на зоны. За каждую зону придется доплачивать.
Некоторые автобусные маршруты проходят по самым живописным улицам города. Это - настоящая экскурсия! Автобус "
РС
"
идет вокруг города по кольцевой линии,
соединяющей все "ворота" (portes
)
Парижа.
Для любителей ночных прогулок существует ночной автобус, который каждые 30 минут с часа ночи до 5.30 час. утра отправляется от остановки
Chatelet
(возле театра Шатле) в следующих
направлениях: Pont de Neuilly, Levallois,
Clichy, Saint-Ouen, Pantin, Porte des Lilas, Montreuil, Vincennes, Porte
d'Orleans, Rungis, Kremlin-Bicetre
.
Оплата проезда - 3 билета метро.
Такси доступны только на специальных стоянках. Пытаться ловить их на улице практически бесполезно. Следует также иметь в виду, что при вызове машины по телефону из гостиницы и ночью, никто не сможет сказать, когда оно приедет. Тут уж как повезет. Если от этого зависит прибытие в аэропорт или на вокзал, то лучше попросту дойти до ближайшей стоянки, взять машину и заскочить за багажом в гостиницу.
МЕТРО
Разнообразие оплаты за проезд: мобилис (проездной на день - 5 евро) на две зоны (в пределах Парижа), мобилис на пять зон (пригород - 12 евро), простой билетик (1,3 евро, но если купить сразу десять, то 9,9 евро). Не выбрасывайте билетики после входа! Чтобы выйти из некоторых станций, требуется пропустить использованный билетик через турникет. Билет дает право находиться в метро 2 часа. Турникет печатает на билете дату и время входа.
Метро маленькое, от станции до
станции иногда бывает 100 – 200 метров,
поэтому лучше ездить на RER, так быстрее.
Метро устроено так, что к каждой точке в
центре города, куда не ткни, можно подъехать
на метро так близко, что пешком останется
идти ну никак не больше десяти минут.
Поэтому станций здесь 314. Если учесть, что
метрополитен сопряжен с сетью электричек RER
(Reseau Express Regional или "эр-о-эр"), то легко
можно уехать в любой пригород. Будь это даже
столь желанные, но далекие Версаль (станция
Versailles - Rive Gauche) и Диснейленд (станция
Marme-la-Vallee Chessy). Билеты на это средство
передвижения те же, что и на метро, вот
только оплачивается проезд по-другому (по
тарифным зонам, при этом все метро
приравнивается к первой зоне).
Особенно поражает наших туристов то, что дверь поезда нужно открывать самому. На поездах старого образца это делается поднятием вверх никелированного крючка, на новых - прикосновением к сенсорному датчику в виде круга. При входе, если попросите, в кассе вам обязательно бесплатно выдадут схему метро Petit Plan de Paris, в котором содержится схема метро, RER, автобусов, а с недавнего времени и трамвая (он пущен от Saint-Denis до Bobigny - Pablo Picasso). В карте есть алфавитный указатель станций и все нужные пояснения. Для непонятливых существует даже круглосуточная справочная (08-36-68-77-14, но за деньги - 2,23FF в минуту).
Ориентироваться в метро довольно легко, хотя привычных схем направлений на стене не висит. Обычно над перроном указаны только конечные станции, которые надо хорошо знать, и цифра - обозначение линии. Основные три термина для ориентировки;
Entree (вход),
Sortie (выход в город)
Correspondance (пересадка).
LIGNE (линия),
DIRECTION (направление),
Направление берется на конечную станцию своей ветки. В метро на входе висят схемы. Находите станцию, где в данный момент находитесь, находите ту, куда вам нужно. Затем берете направление по своей ветки до станции пересадки и смотрите название конечной станции. Вот указатель с этим названием вам и нужно искать. Доехав до станции пересадки определяетесь с новым направлением (название конечной станции новой линии в нужном вам направлении). Линии метро пронумерованы, но номер будет один в обоих направлениях, поэтому держитесь названия конечной – не ошибетесь. Объясню на конкретном примере. Мы все еще находимся на Opera, а нам надо попасть на станцию Cite Universitaire RER B. По станции Opera проходит три линии, но только одна из них пересекается с RER B - это М 7. Станция пересадки Chatelet, конечная станция в этом направлении Villejuif-Louis Aragon. Вот мы и ищем указатель М 7 Villej
uif-Louis Aragon. Есть! Выходим на перрон. Там уже есть и схема линий метрополитена, и список станций (сверху, на табло под потолком) и много еще чего есть.Искать достопримечательности просто - станции обычно называются по имени самого ценного объекта, расположенного рядом. Хотите в Лувр? - пожалуйте, мсье, станция Louvre Rivoli. В этом плане подкачал только Монмартр, прячущийся за названием Anvers (впрочем, на новом плане его выдает с головой обозначение фуникулера, находящегося там).
Сами билеты - это зеленые (раньше были желтые) кусочки картона с магнитной полосой. Билетик надо засовывать в турникет с торчащими в разные стороны штырями, билет проползает в его чреве вперед, вы его забираете и корпусом отодвигаете штыри. Не совсем удобно, но зато штыри не ударят по почкам, как непредсказуемые московские турникеты.
Еще более загадочные штуки стоят на выходе. Представите себе узкие двустворчатые дверки из металла, которые при вашем подходе с коротким чиханием откидываются назад и пропускают, столь же молниеносно захлопываясь за вашей спиной.