Стильная женщина и ее психология успеха
Сценарий вашей жизни уже написан вами. Вы начали писать его, едва родившись, а к 4 годам определили основные моменты его содержания. К семи годам вы внесли в сценарий все существенные детали, а с семи до двенадцати совершенствовали его, добавляя отдельные положения. В юношеском возрасте вы усовершенствовали ваш сценарий, придав ему реальные черты. Таковы представления о неосознаваемой плане жизни, основоположника аналитического направления в психотерапии - транзактного анализа, Эрика Берна.
Как любая история, ваш сценарий имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи, основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным, трагичным; интересным и скучным; банальным и неординарным; вдохновляющим и позорным.
Став взрослым, мы не помним начало нашего сценария. Возможно, вплоть до настоящего времени вы и не осознавали, что сами написали сценарий вашей жизни.
Откуда ребёнок может черпать материал для своих фантазий? Конечно, из сказок ! Детьми мы часто отождествляли себя со сказкой и фантазировали, что если сделать нашу жизнь такой же как в сказке, мы можем закончить её спокойно и счастливо. В сказках, чтобы стать счастливым, нужно сначала выстрадать своё счастье. Например, чтобы выйти замуж за принца, нужно съесть отравленное яблоко или уколоться веретеном или проспать мертвым сном 100 лет.
Положительное значение сказок заключается в том, что они дают детям чувство власти и контроля над своей жизнью в тех случаях, когда они чувствуют себя беспомощными. Их отрицательное значение во первых в том, что предлагаемое решение имеет волшебный характер и не работает в реальной жизни. И второе, сказка навязывает образ, жесткие рамки характера, выбранного героя, стиль поведения. Порой во взрослой жизни мы удивляемся - "Откуда это у меня?".
В сказках мы можем найти стандарты поведения, например, для девочек, девушек, женщин.
Сказки для девочек: Красная Шапочка, Маша и Медведь, Три медведя, Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Смысл их - девочка не должна выходить за околицу, т.е. за пределы домашнего мира. Во внешнем мире её ждут Волк, Медведь - образы мужской, физической агрессии или смерть -Баба Яга. Только внутри дома комфортно, спокойно и безопасно, поэтому именно в этом пространстве девочка может безболезненно для себя строить свою будущую жизнь.
Сказки для девушек: Мороз Иванович, Крошечка Хаврошечка, Василиса Прекрасная, Морозко. Это сказки, повествующие о древних обрядах инициации. Девушки обычно в сказках проходят три испытания, которые чаще всего проверяют навыки домашнего труда. Это дом прибрать, обед приготовить, рубашку сшить, а главное по меньше спрашивать, "не совать нос". В награду получит девушка подарок - приданное (сундук, бриллиантик). Девиз этих сказок: Лучшая из девушек та, что работает не покладая рук.
Сказки для невест: Сивко-Бурка, Кощей Бессмертный, О Иване царевиче и Сером волке. Зазорным считалось в девках засидеться, поэтому девушки сами активность проявляли. Например, в сказках невесту похищали злые сказочные персонажи, а жених шёл искать за тридевять земель. Невеста не сидит сложа руки всячески помогая жениху себя вызволить. Помогает советом, либо выведывает у своего поработителя (Кощея Бессмертного) его самые сокровенные тайны, где смерть его спрятана. А иногда и к Бабе Яге за помощью пошлёт за волшебным клубком.
Баба Яга один из самых ярких женских сказочных образов. В.Даль пишет, что Баба Яга - "род ведьмы или злой дух под личиной безобразной старухи". О Бабе Яге - отталкивающего вида лесном божестве, ведьме или колдунье, обладающей обширной властью -повествуют сказки и славянская мифология. Живет Б.Я. в дремучих лесах в избушке, что на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Окружена та непростая избушка забором из человечьих костей или тыном с навешанными на него черепами, и служит вратами в царство мертвых. Баба Яга - костяная нога, стоит одной ногой в мире живых, другой в мире мёртвых, она проводник в мир мертвых. Яга испытывает героев, зачастую помогает тем, кто выдержал испытания. В обрядах инициации и посвящения (на лопату и в печь) Б.Я. является проводником для подростков ещё и в мир взрослых. Пряжа Б.Я. - знак её власти над судьбами людей, дара предвидеть будущее. Часто из её рук герой сказки получает волшебный клубок, путеводная нить которого указывает верную дорогу к счастью. Образ Бабы Яги - материнская бессознательная стихия, Злая Мать, часто, прообраз будущей свекрови.
Чтобы узнать собственный сценарий жизни, вы должны вспомнить свою любимую сказку из детства. Если вспомнить трудно, тогда первая пришедшая на ум (а это не случайно!) сказка и является вашим сценарием жизни.
Возьмите карандаш и бумагу и напишите ответы на следующие вопросы. Работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придёт в голову. Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный или трагичный? Интересный или скучный? Затем опишите последнюю сцену: чем заканчивается ваш сценарий. Сохраните ваши ответы, вы можете возвращаться к ним снова, осмысливая и дополняя , получив новую информацию о сценарии своей жизни.
Почему необходимо понимание сценария? Сценарий дает нам возможность понять, почему вы ведете себя так, а не иначе. Особенно это важно знать в отношении способов поведения, которые являются болезненными или самоуничижительными для нас. Почему мы продолжаем делать то, что приносит неприятные чувства?
Анализируя свой сценарий можно изменить его, а значит изменить свою жизнь!
Так, например, человек признает своим сценарием сказку "Колобок". Все знают что в итоге колобок расплачивается за свое хвастовство своей жизнью: лиса его съедает. Но у данного человека сказка заканчивается тем, что колобок целым и невредимым возвращается домой. На самом деле этот человек оказывается не помнит настоящий конец сказки, а это же получается его видоизмененный сценарий жизни!